igparis: (Default)
[personal profile] igparis
Первый момент - Пушкин в "Гавриилиаде" сам напророчил себе смерть.
См. финал "Гавриилиады", где 21-летний Пушкин мудро желает себе в будущем терпенья (к изменам жены, ни больше ни меньше!), обращаясь к Всевышнему с такой вот молитвой:
""...О рогачей заступник и хранитель,
Молю — тогда благослови меня,

Даруй ты мне блаженное терпенье,

Молю тебя, пошли мне вновь и вновь

Спокойный сон, в супруге уверенье,

В семействе мир и к ближнему любовь."
ВИКИ приводит ещё характерные штрихи - уже из позднейших отголосков истории с "Гавриилиадой" и отречением от неё Пушкина: "Впоследствии сюжет с писателем, отказывающимся от авторства «преступной поэмы», был использован Пушкиным в мистификации «Последний из свойственников Иоанны д’Арк», написанной в январе 1837 г. незадолго до дуэли с Дантесом (таким образом, она оказалась последним его произведением). В этом тексте Вольтер отрекается от авторства «Орлеанской девственницы», испугавшись дуэли с потомком брата Жанны д’Арк."
Пикантность, как мы понимаем, ещё и в том, что дуэль (сатаны и архангела) - один из сильных эпизодов "Гавриилиады"; а измена (повод для издёвок над всеми тремя любовниками и повод для дуэли между двумя из них) - другой её сильный эпизод.
...Прошло каких-то 14 лет с 1822 года, и Пушкин-муж... поступает не так, как советовал он же, былой
Младых богинь безумный обожатель,

Друг демона, повеса и предатель..."(!)
Ну, то есть - измены не потерпел, на дуэли дрался... Знать, не дал ему Бог того терпенья, что было прошено в молитве 1822 года.
(вон и в дуэли Онегина с Ленским - нехорошее предчувствие - но это другая большая тема)
....Второй занятный момент в "Гавриилиаде", только что мной замеченный (при перечтении текста в кои-то веки) - богословский и исходящий из вот каких строк (тут бес толкует деве Марии о Еве и Творце - ещё до грехопадения Евы с Адамом):
— Попы вас обманули,

И Еву я не погубил, а спас! —

«Спас! от кого?»

— От бога. —

«Враг опасный!»

— Он был влюблен... —

«Послушай, берегись!»

— Он к ней пылал —

«Молчи!»

— любовью страстной,

Она была в опасности ужасной.
...и исходящий из вот ещё каких строк на ту же тему:
Еврейский бог, угрюмый и ревнивый,

Адамову подругу полюбя,

Ее хранил для самого себя...
Раньше я не останавливался на этом моменте - а ведь он занятен не просто очеловечиванием Творца, "влюблённого" в "праматерь" Еву. А теперь я остановился, подумав: отчего любой христианин, верящий в этот сюжет с сотворением человеков, естественным образом не подумает: а ведь и правда - Бог-Творец мог бы... просто полюбить земную, им созданную женщину как жену.
Эту простую - и еретическую, разумеется,- мысль у Пушкина высказывает сатана... - но пришла-то в голову она и самому Пушкину, - вообще говоря, человеку неглупому, если не сказать философу.
Пушкин в "Гавриилиаде" описывает (не то слово) "непорочное зачатие" "Сына Человеческого" (Христа) - как раз исходя из естественности, положительности, желательности такого события... Другое дело, что он мог вообще-то и не верить в его реальность... Так вот, вспоминая о Еве-"прародительнице", поэт-философ дважды (см. выше) упоминает о любви к ней - вполне мужской, плодотворной и даже ревнивой и собственнической - Бога-Отца.
И неужели у него самого не появилась мысль об "альтернативном Бытии" с заменой Адама на Бога-Отца? То есть - заменой земного, слабого, неразумного, смертного (Адама) - на Отца Совершенного?
Повторяю: в контексте зачатия этим Отцом Совршенным Иисуса Христа от Марии - отчего не подумать о подобном же зачатии от Евы... - тогда уже зачатии ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА?
Подобный мне атеист мыслит и дальше: будь в Шестой день творения создан из праха не мужчина, а женщина - и только она - и произойди тогда вполне естественное, всем известное и понятное непорочное зачатие - то история человеческая потекла бы НЕ ТАК... - Не так ужасно, надо уточнить.
Ну да, не пришлось бы тогда создавать Адама... Ну и что ж за беда?
И не пришлось бы тогда создавать и Иисуса... - но тогда не пришлось бы и жертвовать его! (уже умолчим о Потопе, казнях египетских и прочих бесчинствах Бытия канонического)
Подобный мне атеист тут уже и потеряет интерес к дальнейшим рассуждениям - просто не веря вовсе в бытность всего этого, начиная с "первочеловеков" и Творца.
Но верующий-то христианин - почему бы далее не задумался над тем, что ему ясно подсказывает Пушкин-философ:
1) Творец поступил лучшим ли образом, не женившись на Еве? (а только на Марии, то есть, когда было уже поздно)
2) Творец дал себя опередить змию - совсем как в "Гавриилиаде" сатана-любовник опережает и Творца, и его "скорохода" (Гавриила... - которому в истории с "перволюбовницей"-Евой также есть параллель - Михаил-гонитель-из-рая).
Нет, стôит иногда перечитывать классику.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

October 2017

S M T W T F S
12345 6 7
8910111213 14
151617 18192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 20th, 2017 05:21 am
Powered by Dreamwidth Studios